Чужой среди родных: как живут мигранты из Узбекистана
За профессию – 3 года жизни
Азамат, 38 лет, женат, имеет троих детей. Работает строителем.— После окончания школы в Узбекистане я пытался устроиться на работу. Но чтобы работать – надо иметь профессию или деньги. А для того, чтобы освоить какую-либо профессию – снова нужны деньги. После этого мне пришлось уехать в Россию вместе с другими. Мне тогда было 20 лет и у меня не были никаких навыков, которые пригодились бы там. Я встретил одного мастера из Узбекистана, и он предлагал мне работу ученика без оплаты, но обещал научить меня своему делу. Я работал с ним три года, за что очень благодарен ему. После этого я начал работать самостоятельно. До того, как я приехал сюда, я много лет работал в нескольких городах России и Казахстана. В основном были строительные работы. За все эти годы я видел разных людей: кто-то «кинул» меня, а кто-то обокрал, и я получил самый большой урок жизни: теперь, когда мне нужна будет работа, то первым делом обращаю внимание на самый важный фактор – человека. Везде можно зарабатывать, но, если эти люди считают тебя самым низким сортом, потому что ты мигрант – это хуже, чем обманывать тебя или не отдавать заработанные деньги. И оставаться в таком месте бесполезно. Я приехал в этот город три года назад. Люди чрезвычайно благородные и искренние. Я рад, что приехал сюда.
Отношения мигрантов и работодателей (физлиц) регулируются трудовым договорами. По данным управления миграционной полиции ЗКО, за 2022 год зарегистрировано 5 794, а с начала этого года 132 гражданина Узбекистана. Трудовые мигранты в основном привлекаются из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Грузии.
При выделенной квоте 467 единиц в 2022 году, привлечено 467 иностранных рабочих из Узбекистана. По состоянию на первое февраля 2023 года, трудовым мигрантам выдали и продлили 231 разрешение. За пределы страны выдворен 151 гражданин Узбекистана.
— Да, меня нет рядом с семьёй, когда они нуждаются во мне. И я не могу наблюдать, как растут мои дети. Это печально. Но я даже не думал привезти их сюда. Я скучаю по своей родине, и я знаю, что завтра или через год всё равно уеду домой, к семье. Я привык к такой жизни. А мои дети, жена не смогут жить вдали от родных и друзей и будут тосковать, как я. Я не допущу этого, хочу, чтобы мои дети росли в своей стране, рядом с моими родителями и близкими. У нас есть свой дом и сад в Кашкадарьинской области. Я посылаю им по 370 000 тенге каждый месяц. Мой отец и братья покупают скот на эти деньги и с каждым годом количество животных растёт. В будущем я обязательно буду учить своих детей в лучших учебных заведениях страны. Пусть они будут счастливее меня.Из заработанных денег Азамат тратит на себя 90 000 тенге в месяц. Говорит, хватает. Трое друзей снимают квартиру, по очереди покупают еду, а одежду — редко.
Тема миграции один из острых вопросов в Узбекистане. В официальных данных говорится, что численность трудовых мигрантов по состоянию на 1 января 2023 года составляет в среднем 4,8 млн человек (из них 24,1% – женщины, 35,1% – молодёжь). Но недавно МВД Узбекистана опубликовало и другую информацию, что только с января по сентябрь 2022 года 4 465 692 трудовых мигрантов прибыли в Россию из Узбекистана.
Деревня без мужчин
Хаяту 43 года, у него четверо детей. Он односельчанин Азамата. Эти двое работают вместе уже 12 лет.— Более половины мужчин нашего села работают в России или Казахстане. Не менее двух человек из каждой семьи являются мигрантами. В деревне остались в основном старики и дети. Да, у нас есть заводы и фабрики, но устроиться туда на работу даже простым рабочим непросто, там «свои требования». Даже если устроишься, зарплата маленькая и невозможно обеспечить семью. Поэтому мы просто обязаны уехать и работать. У меня два сына и две дочери. Моему старшему 16 лет, младшему пять. Я езжу домой один раз в год и каждый раз, когда я приезжаю, младший сын не разговаривает со мной по несколько дней за то, что нет меня не было рядом. Перед моим отъездом он кричит: «Не уходи, папа». И после он опять не будет со мной разговаривать по телефону 1-2 месяца. Иногда я плачу, думая о нем: «Что я здесь делаю? Если я не могу видеть своих детей, которые растут без меня, если я не могу поговорить с ними, когда я им нужен, то какой же я отец?»
«Уходи, дядя!»
— Однажды я даже решил не уезжать, остаться с семьёй и найти работу. Так и сделал и устроился на стройку простым рабочим в Узбекистане. Ежемесячная зарплата – 90 000 тенге по 12 часов в день семь дней в неделю. Я проработал там пять месяцев, похудел на 15 килограмм. Мне пришлось продать половину скота, на который я заработал в России за пять лет и кормить семью. Тут я сказал себе: хватит! После этого пришлось снова ехать в Россию на заработки. А 10 лет назад задержался в России надолго. И когда вернулся, я не узнал свою шестилетнюю дочь – к тому времени она выросла. Я вошёл в дом в полночь. Дети спали. Я поцеловал их одного за другим, любовался ими и под утро заснул. На тот момент наш дом ещё не был достроен, и мы с детьми спали в одной комнате. Я проснулся утром от детских криков. Жена пыталась их успокоить. Мои дети показывали меня и кричали: «Пусть уходит этот дядя!» Потом я вышел, чтобы не показывать слёзы на глазах.«Узбеки нигде не пропадут, потому что они трудяги. И этим всё сказано», — говорит житель города.
Чужой среди родных
— Нас, мигрантов, сдерживает тоска по нашим семьям. Именно это и мотивирует нас. Наши близкие вдали, — говорит Машхура, которая уже 8 месяцев торгует на рынке. — Я разведённая, одинокая мать, которая оставила единственного сына с бабушкой. У меня нет собственного дома, я жила в доме моего брата. Хотела купить маленькую квартиру на основе субсидии для одиноких матерей, мне сказали найти стартовую цену, то есть 1 160 000 тенге. Даже если я заработаю эти деньги, я не смогу оплатить субсидию, потому что для этого мне нужно получать не менее 200 000 тенге в месяц, работая в государственной организации. Только после этого я могу выплачивать ежемесячный процент субсидии. А у нас даже учителя не получают такой оклад. В то время я работала уборщицей в школе с окладом 35-40 тысяч тенге в месяц. После этого я уволилась с работы, одна приятельница нашла для меня работу на рынке, и я приехала сюда.
Количество предприятий и организаций в Узбекистане приблизилось к 500 тысячам и в них трудится всего 13,6 млн человек. Между тем, население Узбекистана свыше 36 миллионов человек.
Мигрант с высшим образованием
— Я приехал в Уральск с братом и женой четыре года назад и открыл этот ларёк. Мы продаем по 300-400 штук самсы в день. У нас много клиентов, местные жители любят нашу самсу. — говорит Саид.— Я занимаюсь этой работой уже восемь лет. У меня пятеро детей и они живут в Самарканде, на попечении моих родителей. Все заработанные деньги мы отправляем домой. 5-6 миллионов тенге в месяц. Деньги получают мои родители. Я — старший в семье и несу ответственность за все расходы: на свадьбу моих братьев и сестёр, на строительство дома и на образование. Как только устрою жизнь братьев и сестёр, очередь дойдет и до себя: надо достроить свой дом и обучать детей. Для этого хотя бы один человек из семьи должен работать за границей, потому что зарплата в нашей стране очень низкая, а расходы — большие. Мой младший брат окончил Ташкентский политехнический институт. В этой сфере он проработал 14 лет. У него трое детей. А зарплата была 140 000 тенге в месяц. Он не смог прокормить даже свою семью, не говоря уже о родителях. Я привёз его сюда два года назад. Он отправляет домой уже 300-400 000 тенге каждый месяц. Знаете, среди моих знакомых есть очень много мигрантов с высшим образованием.
Ком в горле от … порядочности
Как Камиль приехал в этот город прошло уже четыре года. Он мастер по приготовлению узбекских национальных блюд – суп, лагман, манты, самса. Камиль живёт в Уральске со своей семьёй. У него трое детей, двое из них - школьники. Они сняли дом недалеко от школы, за него платят 150 000 тенге в месяц.— Нам очень понравилось это место. В будущем мы хотим получить гражданство и остаться здесь жить, — говорит Камиль.На вопрос «Что именно понравилось в Уральске?», ответил:
— Люди замечательные, доброжелательные и простые. Вы знаете, мои дети учатся здесь хорошо, учёба в Казахстане лучше, чем у нас, я спокоен за их образование. Узнав, что здесь в школах, ну и во всех учебных заведениях, учителя не берут подарков от учеников – я был сильно потрясён. У них так принято. Я хочу воспитывать своих детей именно здесь. Говорят, там, где ты чувствуешь себя счастливым, это и есть твоя Родина.
Сабохат Рахмон - профессиональный журналист, редактор из Узбекистана, которая в настоящее время проходит медиастажировку в редакции портала «Мой ГОРОД» в рамках программы международной организации Internews.
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.