24 декабря 2024

Какие нарушения выявил Антикор при строительстве дорог в ЗКО

Сотрудники Антикора провели внешний анализ коррупционных рисков в сфере строительства.

Иллюстративное фото из архива "МГ"

Сфера дорожной инфраструктуры является одной из наиболее острых для жителей региона. По словам руководителя департамента агентства по противодействию коррупции ЗКО Адильхана Сабурова, многие дороги в области находятся в неудовлетворительном состоянии, что создает не только постоянные неудобства для граждан, но и представляет собой реальную угрозу безопасности.

Так, по его словам, департамент на регулярной основе ведет мониторинг строительства дорог, направляются информационные письма о возможных рисках хищений и неэффективном использовании бюджетных средств. В этом году удалось предотвратить хищение бюджетных средств на сумму около 550 миллионов тенге. 

Кроме того, было завершено строительство 17 дорог, сроки выполнения которых отставали от первоначального графика.  В результате анализа установлено 18 коррупционных рисков, дано 44 рекомендаций для их устранения. Основной риск заключается в отсутствии паспортизации автомобильных дорог в области. 

– В результате чего, планирование строительства и ремонта дорог осуществляется бессистемно, что ведет к неэффективному использованию ресурсов, затрудняет контроль за выполнением работ и снижает качество дорожной инфраструктуры. К примеру, в Уральске за последние годы неоднократно ремонтировались проспекты Абая, Назарбаева и Сарайшык, в то время как за последние 20 лет не было произведено ни одного ремонта на улицах Токсанова, Жарокова и Преображенской. С 2019 года по заказу местных исполнительных органов было подготовлено 195 проектно-сметных документаций по автомобильным дорогам. Однако 68 из них не были реализованы, и на данный момент сроки их применения уже истекли, - рассказал Адильхан Сабуров. 

Таким образом, 271 миллион тенге из бюджета были потрачены необоснованно, что свидетельствует о неэффективности планирования и расходования бюджетных средств в сфере дорожной инфраструктуры.

Следующим коррупционным риском является создание новой проектно-сметной документации на капитальный ремонт при наличии уже подготовленной документации на средний ремонт. 

К примеру, в 2021 году в Бокейординском районе была подготовлена проектно-сметная документация на средний ремонт подъездной дороги к селу Муратсай на сумму 1,8 миллиона тенге. Однако позже была составлена новая проектно-сметная документация на капитальный ремонт этой же дороги.

Существуют коррупционные риски, связанные с превышением первоначальной стоимости проектов. В настоящее время областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог реализуется 13 проектов на сумму 94,6 миллиарда тенге. 

Несвоевременный контроль государственного органа-заказчика за проведением дорожных работ, а также задержки в завершении работ со стороны подрядчика привели к значительному удорожанию проектов.

К примеру, ремонт дороги «Бурлин-Аксай-Жымпиты 68-139 км», который должен быть завершен в 2022 году, сейчас стоит на 11 миллиардов тенге больше, чем изначально планировалось — с 17,7 миллиарда тенге до 28,7 миллиарда тенге. 

Причиной этого стали значительные задержки со стороны подрядчика, несоблюдение графика строительно-монтажных работ и отсутствие реакции со стороны областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Несмотря на многочисленные нарушения, управление не приняло должных мер в отношении подрядчика, а ремонт дороги продолжался год за годом.

Вместе с тем департаментом выявлен факт нерационального использования бюджетных средств в рамках реализации проекта «Средний ремонт подъездной дороги 14-29 км села Кособа Сырымского района».

– Так, в 2022 году между ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сырымского района» и подрядной организацией был заключен договор на сумму 1 миллиард 058 миллионов тенге. Строительные работы начались в декабре 2022 года. С декабря 2022 года по декабрь 2023 года заказчик перечислил подрядчику 948,4 миллиона тенге. Между тем, мониторингом установлены значительные расхождения между актами выполненных работ и фактически выполненными работами на сумму 513 миллиона тенге, - отметил Адильхан Сабуров. 

На данный момент нарушения устранили, должностное лицо привлекли к дисциплинарной ответственности. Объект находится на стадии завершения.