09 октября 2022
Мурат Сдыков: Возникновение городов на территории ЗКО надо вести с XIII века
Казахстан – великая страна со своей историей и культурой, разнообразной природой и широкими просторами. Важнейшим достижением независимости стало возрождение отечественной истории страны, местности, регионов, которой в последние годы особенно живо интересуются казахстанцы.
По мнению доктора исторических наук, профессора, почетного члена Национальной Академии наук Казахстана Мурата Сдыкова, прошлое нашего города - кладезь многовековой истории. Профессор рассказал о возникновении знаменитого городища Жайык, о жизни древних племён, проживавших на территории современного города, и многочисленных памятниках археологии, найденных на этой земле.
- Если говорить о числах, можно ли назвать точное количество захоронений на территории ЗКО?
- У нас по области в государственный список памятников истории и археологии внесено около 2,5 тысяч объектов, в которых насчитывается более 10 тысяч курганов и расположены они именно в северной части современной территории области. Большая группа памятников была уничтожена в результате хозяйственного освоения этих земель, в годы крестьянского переселения, в начале XX века и в периоды коллективизации и освоения целины, когда курганы просто «распахивались». Немалое число курганов было уничтожено и при строительстве дорог, посёлков и т.д. Поэтому общее число памятников, по мнению специалистов, должно превышать известные данные примерно в два раза. Захоронения же кыпчакских, кимакских и огузских племён встречаются реже, так как в VI веке на эту территорию проникает ислам, который значительно изменяет похоронный ритуал. Если в доисламский период насыпали курган и в могилу клали предметы вооружения и быта, то теперь погребальные сооружения становятся проще и скромнее. На смену курганам пришли небольшие насыпи, которые со временем приходили в негодность и теряли внешние отличительные признаки. Поэтому обнаружить их достаточно трудно. Установление кулпытасов и других каменных надгробий становится традицией только с XVIII века.
- Известно ли, как была построена внутренняя жизнь Жайыка, ведь древний восточный город наверняка сохранил особый дух и уникальную атмосферу?
- Первоначально мы ошибочно отнесли город XIII веку, но сейчас с большей вероятностью существование Жайыка мы относим к XIV –XV векам. Просуществовал город 100 - 150 лет. Но не более того. Жайык был создан как центр руководства огромным улусом, вероятно включавшим в себя весь регион не только Западного Казахстана, но и Южного Урала и части Поволжья. Город находился под руководством прямого чингизида, обладавшего большой властью, о чём свидетельствует уровень построек мавзолеев. Это позволило решить проблему людских ресурсов. Рабочими были пленные и рабы, согнанные с подвластных земель. Специалисты - строители были из городов Волги и Средней Азии. Установление личности правителя – это задача для исследователей-историков, но думаю, это кто-то из второй волны прямых потомков Чингиз-хана. Город был разделён на некрополь и городище, но была ещё третья часть города, расположенная на территории современного Уральска в районе под историческим названием «Баскачкин мост» (это территория бывшего Универмага, ныне ТРЦ «Ситицентр»). Здесь находилась военная застава, где правитель улуса собирал дань и налоги, часть из которых шла на содержание города и строительство мавзолеев. Таким образом, решалась проблема финансирования строительства и существования города. У города была конкретная цель – строительство мавзолеев для правителей улуса. В тот период – увековечивание памяти правителями рассматривалось как необходимое условие подтверждения незыблемости власти, как атрибут её вечности и несменяемости, поэтому для них выбиралось возвышенное и хорошо защищенное место.
- Как вы считаете, в чем ещё была необходимость города у кочевых племен?
- История основана на фактах, документах. Наши факты - это материалы захоронений, изучая которые, мы можем определять культуру населявших нашу землю народов. Конечно, это не полная информация, а достаточно отрывочная, но когда мы проводим исследования в течение нескольких десятилетий и на базе большого фактического материала, то мы получаем достаточно достоверную информацию. Другого пути нет. Для археолога важно не только найти и раскопать, но самое главное - осмыслить и понять характер исторических процессов. Но с уверенностью историки и археологи сделали вывод о том, что территория, на которой расположен наш город, богата историческими памятниками древности и средневековья, что подтверждает, что она всегда была густо населена. Ибн Фадлан арабский путешественник и писатель X века, держал свой путь в Волжскую Булгарию через территорию Западного Казахстана. Он проезжал по нашей степи и отметил в своих записках наличие небольших поселений, расположенных вдоль Урала. А небольшими они были потому, что для кочевников оседлый образ жизни практически невозможен, поэтому это были временные поселения, созданные для решения конкретной функции – торговой, административной или какой-либо другой. Находка и изучение средневекового городища, которое мы условно назвали Жайык, позволило мне сделать следующие заключения. Для организации города необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, наличие сильной власти; во-вторых, наличие ресурсов – людских, материальных, административных, экономических и т.д.; в-третьих, наличие конкретной цели и конкретных функций у данного города. Думаю, что наши читатели согласятся с тем, что это необходимые условия для образования городского поселения в средние века в условиях степи. Такие условия сложились во времена Золотой Орды, которая являлась первым мощным государством, в состав которого вошли земли Западного Казахстана. В результате здесь появились города – Жайык, Жалпактал, Сары-Узень. Их открытие и изучение стало возможным только в этом веке. В 2001 году нами был открыт городище Жайык, расположенный в зоне города Уральска, в 2007 году – городище Жалпактал, в 90-е годы - поселение Сары-Узень.
- К середине XIX века берет начало следующий этап истории Уральска. Его развитие и становление, которое связывают с Уральским казачеством. Требует ли эта тема специального научного исследования?
- В данный момент я занимаюсь изучением документа - Перепись яицкого казачества 1723 года, которую проводил полковник Захаров. Интересные материалы я обнаружил в Москве в РГВИА. Это – шесть толстенных томов в более чем 10 тысяч страниц, написанных старорусским текстом, в котором даны сведения по практически всем казакам войска того времени. Каждый казак под страхом смерти давал подробную информацию о том откуда он, кто его предки и т.д. Ещё никто не изучал эти документы в полном объёме. В XIX веке Иоасаф Железнов начал работу по изучению результатов переписи, но не закончил. Сейчас мы ведём работу по обработке данного документа. Эта подробная перепись – великолепный документ, который показывает, что люди, входящие в состав казачества, прибыли с различных территорий. По изученным страницам выявляется, что третья часть опрошенных имела тюркские корни. Обращение к истории казачества необходимо, если мы хотим объективно изложить историю Уральска.
На ваш вопрос отвечу – долгое время Яицкий городок был обыкновенной деревней. По документам до 2017 года он разделялся на две станицы. Только к середине XIX века Уральск становится собственно городом. А в конце того же столетия – крупнейшим городом Казахстана, население составляло 36 тысяч человек. Здесь были открыты первые в Казахстане банк, аптека, железная дорога, типография, театр и многое другое. Город стал каменным и одним из самых красивых. Стало это возможным благодаря реформам 1868 года, когда была образована Уральская область, когда были объединены воедино войсковая территория и земли, населённые казахами. Тогда Уральск стал впервые областным центром. Появился впервые областной бюджет и впервые налоги стали собираться и использоваться на нужды города. Город без средств не мог развиваться, но теперь эта проблема была решена: около 70% бюджета составляли налоги с казахских земель, свою лепту вносили промышленность, торговля, транспорт, то есть те отрасли, которые получили развитие в пореформенной капиталистической России.
В советской историографии не уделяли внимания экономическим вопросам исторических процессов. Сейчас без анализа экономического положения объективной картины исторического развития получить невозможно. Поэтому на многие вопросы истории Уральска надо пересматривать подходы.
- Стоит ли возобновить и продолжить исследование городища Жайык? Если да, то почему?
- Однозначно стоит! Уверен, что мои выводы не являются окончательными и возможна новая интерпретация обнаруженных артефактов. То, что я писал в 2012 году и мои современные выводы - не противоречат друг другу. Это - результат эволюции взглядов по мере осмысления и получения новых фактов и информации. Главное, чтобы они опирались на фактические сведения и документы. А для этого необходимо продолжить исследование городища.
- Выделяются ли государством средства и ведутся ли работы в изучении истории древних города?
- В 2001 году, когда открылся центр истории и археологии ЗКО, была принята программа исследований, установлен штат сотрудников, что позволило привлечь грамотных специалистов, воссоздать уральскую школу археологии и воспитать талантливую молодежь. Ежегодный четко установленный бюджет центра позволял планировать исследования, выпускать книги, проводить конференции и самим участвовать в них. Третий год центра нет, он передан в состав областного музея в качестве отдела. В связи с этим на будущее археологии, а значит и на судьбу научных исследований по городищу Жайык, я смотрю без оптимизма. В мировой практике для решения крупных научных задач ученых объединяют в рамках научных организаций. Наш центр свою научную миссию выполнял на все 200% - об этом говорят все наши открытия. Проблема городища Жайык состоит в том, что ее изучение надо проводить на более высоком уровне, с решением вопроса статуса памятника и расширением научных исследований. Надо еще многое изучить и понять, чтобы дать объективную картину исторического прошлого. Появляющиеся книжки по истории Уральска, говорят о том, что происходит перекос в сторону мифологизации и в фантазерство. Пока о серьёзных попытках изучения Жайыка, речи быть не может. Для научных открытий требуются ученные и финансы. Необходимо продолжать исследовать город и открыть самостоятельную организацию - музей под открытым небом. Этот музей мог бы стать достоянием всего Казахстана как центр науки, культуры и туризма. Но уверен, к сожалению, что это дело будущих поколений.
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.
Мирослава ШОНАЛОВА