18 часов назад

Житель ЗКО отдал мошенникам 200 млн тенге, а спустя три года ещё 90 млн тенге

Жителя области дважды обманули на крупные суммы денег.

Иллюстративное фото из архива «МГ»

Начальник управления по противодействию киберпреступности ДП ЗКО Артур Мусагалиев рассказал, что в целях противодействия мошенничества в 2025 году рассматривается вопрос о внесении изменения в законодательство по привлечению к ответственности дропперов, которые предоставляют свои банковские счета для перевода денег, добытых мошенническим способом.

— Именно дропперы переводят деньги потерпевших за границу на криптокошельки мошенников. Кроме того, на финансовом рынке планируется дополнить в Закон «О банках и банковской деятельности» с внедрением нового понятия «Период охлаждения», согласно которому клиент, получивший одобрение на онлайн-кредит (сумму превышающую 150 МРП или 589 800 тенге) имеет право им воспользоваться только по истечению 24-х часов после согласия заемщика. Важно отметить, что теперь вводится требование по обязательному личному присутствию в отделении банка или микрофинансовой организации граждан, впервые обратившихся за получением беззалогового кредита. Проект закона одобрен парламентом и находится на подписи, — пояснил Артур Мусагалиев.

Начальник управления отметил, что несмотря на всё это, есть факты когда одни и те же пострадавшие обращаются с повторными заявлениями о совершении в отношении них фактов интернет-мошенничеств. 

— Одним из ярких таких примеров — это житель района Байтерек, которого в 2022 году обманули мошенники на сумму более 200 миллионов тенге. В этом году мужчина повторно стал жертвой мошенничества на сумму превышающей 90 миллионов тенге. И такие факты не единичны, — сказал Артур Мусагалиев.

Он подчеркнул, что мошенники никогда не смогут оформить кредит без участия самого пострадавшего. При разговоре с мошенниками, последние всё чаще выходят по видеосвязи в форменной одежде сотрудников правоохранительных органов с подменой лица публичных личностей страны путем использования «Дипфейка» основанный на искусственном интеллекте.

Чтобы не стать жертвами мошенников необходимо:

  • не разговаривать с незнакомыми людьми по телефону;
  • если всё-таки разговор состоялся, то не нужно передавать сведения о себе и своих родственниках, а также другие установочные данные, то есть имущества, банковские накопления;
  • если даже передали сведения об СМС-кодах, поступивших от сервисных центров «1414», «Ауто паст» или «Е-Салык Азамат», то не нужно паниковать, одним кодом мошенники не смогут в отношении Вас совершить преступные действия. 
  • необходимо сразу же сообщить об этом в полицию, не совершать какие-либо действия по указанию третьих лиц, поступающих через средства связи и заблокировать свои банковские счета через-колл центра банка, а также заблаговременно осуществить добровольный отказ от получения банковского займа через сайт egov.kz.

Стоит отметить, что в основном мошенники действуют из-за рубежа и при требовании разговора на государственном языке, они прекращают беседу.