Ранее Байбулов и Супыгалиев устраняли самые сложные аварии на водопроводе, передаёт портал «Мой ГОРОД».

Фото Медета Медресова
В Уральском городском суде продолжается судебное разбирательство по факту гибели двух работников ТОО «Батыс су арнасы». На скамье подсудимых начальник участка Бекбол Масалимов. Он обвиняется по статье 156 УК РК «Нарушение правил охраны труда, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
Процесс продолжился допросом свидетелей. Первым допросили руководителя управления по инспекции труда ЗКО Асылулана Досжанова. По заключению комиссии, по факту трагедии была выявлена
100% вина работодателя. К слову, в состав комиссии вошли не только сотрудники управления, но и представители ТОО «Батыс су арнасы». По словам Досжанова, причиной трагедии явился рабочий фактор.
– Перед началом работ убрали напряжение, трубы слили, но откуда там оказалось давление – никто не смог объяснить. Мы хотели привлечь к расследованию сотрудников департамента промышленной безопасности, но нам ответили, что это не опасное производство. Мы выясняли сам фактор несчастного случая, а что повлияло на произошедшее – мы не обязаны выяснять. Это сам работодатель должен заказывать экспертизу, так как он является членом комиссии. Если бы работодатель проводил инструктаж, ознакомление и выдавал средства индивидуальной защиты, то с его стороны вся работа была проведена бы и причиной трагедии могли бы стать неосторожность работников, – отметил Асылулан Досжанов.
Таким образом, комиссия пришла к выводу, что работодатель не соблюдает требования трудового законодательства. По закону должна быть инструкция по замене задвижки, но её нет. Кроме этого, у одного из рабочих не было средств индивидуальной защиты. По словам руководителя управления, общую ответственность за технику безопасности на предприятии несёт заместитель директора ТОО «Батыс су арнасы», далее отдел ТБ, а на самом объекте мастера и начальник участка, в данном случае Масалимов.
Следующим суд допросил главного инженера ТОО «Батыс су арнасы» Армана Кенжебаева
(на тот момент он был замдиректора по производственным вопросам — прим. автора). Он рассказал, что в тот день на КНС-2 произошла авария с угрозой подтопления нечистотами жилого сектора. Необходимо было срочно проводить ремонт.
– На том участке в обязанности Масалимова входил ремонт канализационных сетей, а именно провести ремонт задвижки диаметром 1000 для того, чтобы её закрыть и демонтировать насос на КНС-2. Что пошло не так — можно только гадать. Но моё субъективное мнение — произошел гидроудар, остаточная вода схлынула и произошёл несчастный случай. Меня в тот день не было на участке, я физически не могу находиться на всех участках. На том участке за безопасность был ответственен Масалимов. Наряду допуски выдавали начальник участка и мастер. Вводный и повторные инструктажи проводит ТБ, – сказал Арман Кенжебаев.
Кроме этого, главный инженер предприятия заявил, что инструкции по замене задвижки нет и за всю свою трудовую деятельность он такой документ не встречал. Он также отметил, что замена задвижки является простейшей работой, которую может проводить любой слесарь.
– На данной задвижке есть 36 болтов, которые выворачиваются по одному, на их места ставятся другие болты. Потом все постепенно ослабляются и из трубы выходят остатки воды и газа. Далее болты вновь прикручиваются. У Супыгалиева был шестой разряд, у Байболова – пятый. С учётом их опыта была возможность предотвратить трагедию. Ранее они устраняли более сложную аварию по улице Неусыпова, без отключения самотёчного коллектора они толкали трубы, по пояс находясь в воде. Они были профессионалами своего дела, выполняли более сложную работу, – сказал Арман Кенжебаев.
Он подчеркнул, что с канализационного коллектора всю воду сбросить невозможно, там всегда присутствует остаточная вода. В день трагедии объём воды, вышедший из коллектора, составил 18 кубов. А сам коллектор ещё в 2019 году был признан аварийным, впрочем так же, как и остальные четыре.
Арман Кенжебаев также заявил, что на предприятии регулярно проводятся плановые проверки со стороны государственных органов, в том числе с ревизией приходят сотрудники охраны труда, промышленной безопасности, санврачи, пожарные. Кроме этого он рассказал, что дело изначально находилось в производстве департамента промышленной безопасности, однако по какой причине они позже отказались от него, мужчина не знает.
Трагедия произошла 24 августа на КНС-2 при проведении ремонтных работ. В октябре завершилось расследование комиссии по факту трагедии - выявлена
100% вина работодателя. Генеральный директор ТОО «Батыс су арнасы» Ануар Аркенов заявил, что не согласен с таким решением.
12 декабря дело
передали в Уральский городской суд. 22 декабря состоялось предварительное слушание, во время которого все участники процесса, кроме прокурора, попросили суд
вернуть дело на доследование, однако судья Роза Сариева ходатайство отклонила. Родственники одного из погибших потребовали две квартиры, и суд постановил признать ТОО «Батыс су арнасы» в качестве гражданского ответчика.
Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.