На сайте акимата Актобе несколько дней висит файл со списком больных открытой формой туберкулеза
На сайте акимата города Актобе (
www.akimataktobe.kz ) несколько дней висит файл со списком больных открытой формой туберкулеза. При этом названия файлов в формате excel отсутствуют, лишь пронумерованы с "12" по "16".
Под файлом "12" - указаны ФИО 50 человек, чьи дома находятся в аварийном состоянии. В файле "13" фамилии около 6,5 тысячи актюбинцев, в основном госслужащих, сотрудников бюджетных организации, военных работников и так далее. В "14-ом" файле - трое одиноких матерей, в "15-ом" - шестеро матерей, носящие звания "Ардакты аналар".
И самый "ужасный" список ознаменован файлом под номером "16", который, кстати, по состоянию на 13 марта было скачан 25 (!) раз. В файле указаны полные имена 139 человек, количество членов семьи, которые проживают с ними, а в графе категории "больные открытой формой туберкулеза" указан также год подачи заявлений. Правда, что за заявление и на что они поданы, ни в одном файле не уточняется.
Между тем, как отметили в областном управлении здравоохранения, на сегодняшний день имеется республиканский Национальный реестр больных туберкулезом. Однако, по словам представителей облздрава, которые курируют туберкулезные заболевания, в любом случае открытой информации в данном реестре не указывают. Там либо шифруют, либо кодируют. Разглашение несет правовое последствие, отметили чиновники из облздрава. Также мы попросили прокомментировать ситуацию у юристов фонда защиты свободы слова "Адил соз".
- Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну, - отметила руководитель Общественного центра экспертиз по информационным спорам фонда "Адил соз" Галия АЖЕНОВА.
По ее словам, сведениями конфиденциального характера, к которым применим термин «тайна», например, являются персональные данные, т. е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. В контексте конфиденциальной информации используются понятия следующих видов «тайны»: государственной, налоговой, врачебной, личной и семейной, служебной, коммерческой, нотариальной и так далее.
- В момент обращения за медицинской помощью или во время лечения пациент вынужден передавать информацию о состоянии своего здоровья, персональных данных, в том числе родственников, широкому кругу лиц, начиная от санитара лечебного учреждения вплоть до главного врача, - продолжает Галия АЖЕНОВА. - Причём знакомятся с этой информацией и немедицинские работники (бухгалтерия, административно-хозяйственные работники). Несмотря на установленные законодателем охранно-предупредительных мер по соблюдению «врачебной» тайны, на практике она не всегда соблюдается. Причём это наиболее часто, как ни странно, происходит не по вине врачей, а благодаря иным лицам, участвующим в лечебном процессе. К примеру, информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, можно получить, не встречаясь и не общаясь с врачом.
В любом лечебном учреждении есть стол справок, где нетрудно узнать всё это, причем без ведома как лечащего врача, так и пациента. А о выполненной операции или состоянии здоровья больного можно узнать по телефону у дежурной медицинской сестры. И таких примеров можно привести множество. Следовательно, «врачебная тайна» - это широкое понятие, которое включает в себя сведения, полученные не только лечащим врачом, но и всем персоналом лечебного учреждения, а так же иными лицами в соответствии с исполнением ими должностных обязанностей. Причём врач о самом факте «разглашения» тайны может и не знать, хотя в сознании пациентов он навсегда останется субъектом её сохранения, отметили в фонде.
Аскар АКТЛЕУОВ