Парламент утвердил отчет Правительства об исполнении бюджета за 2017 год –который формально вроде как исполнен. Но что стоит за бюджетной политикой?

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов назвал «главным достижением 2017 года» обеспечение роста экономики на 4%. Достижение большое, если говорить абстрактно. Но давайте посмотрим конкретно, как оно сложилось.
В прошлом году Казахстан добыл нефти почти на 10% больше, чем в 2016 году, поставив собственный исторический рекорд – свыше 86 миллионов тонн. Экспорт нефти вырос на 11,3%. При этом мировая цена «черного золота» подскочила за год на 15%. Такие совпадения бывают нечасто.
В предыдущие периоды, когда складывались подобные благоприятные условия (2002-2007 годы), экономика росла на 9-10%. Поэтому нынешние 4% выглядят очень и очень скромно.
И здесь нужно учесть еще один фактор. Помимо выручки от экспорта нефти, мотором экономики являются вливания государства (за счет Национального фонда, накопленного, опять-таки, за счет экспорта нефти). В 2017 году, как отметил глава миннацэкономики, расходы выросли почти на треть за счет финансирования госпрограмм («Нурлыжол», «Нурлыжер», оздоровление банков) – в общей сумме порядка 3,5 триллиона тенге.
С учетом роста нефтедобычи при скачке цен и усиленного вливания госсредств в экономику ее рост на 4% выглядит уже не главным достижением. Скорее, наоборот – это главный тревожный сигнал о системных неполадках. Ведь чтобы в таких тепличных условиях свести бюджет с дефицитом 1,36 триллиона тенге, это еще надо суметь.
А что же тогда будет при ухудшении внешней конъюнктуры? Признаки такого сценария уже видны. Во-первых, прогноз по росту российской экономики, которая оказывает на нас существенное влияние, вновь пересмотрен в сторону ухудшения. Сказываются и санкции запада, и отсутствие у Москвы реалистичной программы роста.
Во-вторых, «нефтяное ралли», похоже, выдохлось. Пока цена еще остается для нас комфортной, но надежды на продолжение ее роста и преодоление отметки 80 долларов за баррель придется оставить.
И что тогда будет источником роста ВВП, который для увеличения реальных доходов населения и стандартов жизни должен быть даже не 4%, а вдвое больше? Об этом миннацэкономики не говорит, правительство данную тему обходит. Вместо этого Тимур Сулейменов поднял в парламенте вопросы оптимизации учета и возврата НДС с применением модной технологии «блокчейн», улучшения таможенного администрирования, применения системы «электронные счета-фактуры».
Все это важно, но это сугубо технические, вторичные вопросы. Они касаются администрирования поступлений. А главная проблема в другом – в источниках этих поступлений. Если экономика их не генерирует, то какая разница, какими информсистемами вести учет? И никакой блокчейн здесь не поможет, даже вместе с искусственным интеллектом.
Министерство национальной экономики увлекается техническими вопросами, превратившись, наряду с минфином, во второго бухгалтера. Между тем выработкой предметной стратегии экономического роста никто не занимается. Бюджетная политика должна быть нацелена на реализацию такой стратегии. А раз ее нет, то и бюджет исполняется только с оглядкой на то, чтобы был выдержан план по доходам-расходам. Какой эффект расходы приносят экономике и населению вопрос уже не ставится. А именно такой вопрос, кстати, должен задавать Счетный комитет, который также ограничивается ролью проверяющего бухгалтера.
Источник
КНПК.