Уральский предприниматель поделился секретами успеха и рассказал историю создания своего дела. Дмитрий ТЭН, владелец сети быстрой доставки суши «Три Самурая».

фото с сайта mu-rena.livejournal.com
- Я никогда не думал, что буду поваром. В 1999 году у меня была сеть магазинов в Ташкенте, но не удалось ее развить, и я поехал в Москву, просто отдохнуть. Так получилось, что я устроился в ресторан, начал работать там официантом, потом барменом, после помощником повара, затем стал су-шефом и где-то с 2005 года шеф-поваром. В 2002 я увлекся японской кухней. В общем, в этой сфере уже более 12-ти лет.
Почему именно суши
- Мы, азиаты, с детства предпочитаем есть рис нежели мучную продукцию. Японская кухня считается низкокалорийной и здоровой пищей, в ней отсутствует холестерин. К тому же она очень своеобразна и интересна именно своей историей и тонкостями, которые не каждый повар сможет понять.
Уральская экспансия
- В Уральск я приехал на три дня к друзьям, и остался здесь на четыре года. Женился, родилась дочка. Я одним из первых открыл для города японскую кухню в клубе «Гараж». Лично учил каждого клиента пользоваться палочками, рассказывал историю и традиции Японии, описывал состав того или иного ролла. Но не пошло. В Казахстане люди привыкли к мясу, их предки испокон веков употребляли в пищу только мясные продукты, и поэтому преодолеть этот барьер было сложно. После я устроился шеф-поваром в ночной клуб «Black&White», потом работал в ресторане «Алма-Ата». Идея развития своего бизнеса меня не покидала, и когда в Казахстане пошла мода на суши и роллы, я не упустил момент.
- Какие ходы использовали для продвижения своего бизнеса?
- Когда мы пробовали открыть дело в России, сразу поняли, что суши-бары и рестораны не рентабельны. Намного эффективнее себя показали маленькие суши-модули. Мы их ставили возле входа в продовольственные супермаркеты, клиент делал заказ, после закупался в магазине и на выходе его уже ждали готовые суши. Формат быстрой готовки и доставки гораздо прибыльнее, нежели рестораны японской кухни. Также мы поступили и в Уральске. Открыли суши-модули в «Универмаге» и «Атабе», где люди в течение 15 минут получают свой заказ и забирают его с собой, либо просто звонят по телефону и им доставляют его на дом. Очень удобно.
- А что насчет маркетинга?
- У нас постоянно проводится акция «Ролл месяца», в которой мы определяем самые популярные роллы и продаем их по минимальной цене. Также на каждый праздник мы изготавливаем брелки и сувениры для клиентов. Мелочь, а приятно.
- На данный момент мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Нур», помогаем выпускникам детского дома трудоустроиться. Сейчас у меня работают четверо детдомовцев.
- Каков средний возраст ваших сотрудников?
- В основном работает молодое поколение, до 25-ти лет. Как правило, человек старше 30-ти труднее запоминает названия всех блюд и тонкости их приготовления, а молодые парни с этим легко справляются. Мне нравится работать с молодежью, они меня чему-то учат, и я им подсказываю, что-то из своего опыта.
- Сколько времени требуется, чтобы научиться готовить суши и как зарабатывают сушисты?
- На самом деле научиться готовить может любой вне зависимости, есть ли у него поварское образование или нет. У нас стажируются люди по две недели, а после шеф-повар определяет им смену и назначает оклад. Кстати, мои сотрудники получают гораздо больше своих коллег в других заведениях. Максимальный оклад около 150 тысяч, минимальная ставка – 70 тысяч, а дальше все идет по нарастающей. Работают сушистами только парни, потому что издревле считается, что у мужчин лучше развиты вкусовые рецепторы, в Японии женщины к готовке суши и роллов даже не притрагиваются.
О трудностях и конкуренции
- В Казахстане среднестатистический возраст 60-65 лет, в Японии 80-85. Почему? Японцы питаются суши, потому что знают, что это здоровая низкокалорийная пища, и объяснить это казахом было очень трудно, но, слава богу, удалось. Как правило, мы работаем с морепродуктами, которые приходят к нам в состоянии шоковой заморозки, при которой умирают все микробы. Чистый белок.
- Есть ли у вас конкуренты, и как они влияют на ваш бизнес?
- Конкуренция нам очень помогает, людям есть с чем сравнивать нашу еду. Мы мониторим цены в Казахстане, и на данный момент по стоимости с нами никто не может конкурировать, и так, наверное, будет еще год. Все подают суши как что-то модное и жутко дорогое, мы же позиционируем их как вкусную и здоровую пищу за небольшие деньги.