Казахстанцы рассылают информацию о введении запрета на страхование иностранных авто

Поправки в законе должны начать действовать с 12 января, передаёт портал «Мой ГОРОД». Россиянин угнал кроссовер в Уральске Иллюстративное фото из архива "МГ" Последние несколько дней в WhatsApp распространяется сообщение, в котором говорится, что с 12 января этого года казахстанцы не смогут застраховать иностранные автомобили. Водители обеспокоены такими изменениями. Есть и те, кто возмущён, ведь теперь для того, чтобы управлять транспортным средством, придётся его сначала зарегистрировать. Какие последствия ждут казахстанцев при запрете управления иностранных авто «по страховке» Мы позвонили в ряд страховых компаний, где информацию подтвердили, однако официально комментировать изменения не согласились, ссылаясь на то, что данные новшества не вступили в законную силу. Как сообщалось ранее на сайте Kolesa.kz, статью 10 закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» предлагается дополнить новым пунктом 5-2, где сказано:
Не допускается заключение договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, не находящихся в международном движении на территории Казахстана, за исключением транспортных средств, зарегистрированных (подлежащих государственной регистрации) в подразделениях уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения.
А находящимся в международном движении автомобилем теперь будет считаться, цитируем, «если он эксплуатируется иностранцем или лицом без гражданства, не имеющими вида на жительство в Казахстане, и:
  1. принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему постоянное место жительства или место нахождения вне РК;
  2. не зарегистрировано в Казахстане;
  3. временно ввезено в Казахстан».
Соответствующие корректировки внесут в закон «О дорожном движении». Находиться в стране такой автомобиль сможет до года с перерывом перед новым ввозом не менее чем на 30 дней. Иными словами, если изменения в закон всё же внесут, то чтобы получить страховку, машина должна будет либо быть зарегистрирована в РК, либо принадлежать и управляться иностранцем. Казахстанцам оформлять полисы на авто с зарубежными госномерами законодательно запретят. Соответственно, невозможно будет такие машины продавать друг другу по страховке.
Между тем ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» направила письмо в сенат, где говорится, что редакция пункта 5-2 статьи 10 не допускает заключение договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, не находящихся в международном движении на территории РК.
— Эта новелла противоречит пункту 3 статьи 10 закона РК об обязательном страховании авто, а именно страховщик не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, страховая организация становится заложником коллизионных норм законодательства. Поскольку непонятно кем и кому вменяется не допущение заключения договора обязательного страхования, а с другой стороны страховщик не может отказать в заключении договора обязательного страхования. Не ясно, на ком лежит ответственность за недопущение страхования и как страховщик сообщит страхователю о том, что не допускается такое страхование, если страховщик не может отказать в таком страховании. Это более чем странная ситуация, - говорится в письме.
Также из письма следует, что помимо этого указанная поправка противоречит пункту 1 статьи 4 закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности автовладельцев, который определяет, что целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровью или имуществу, которых причинён вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.
Запрет на страхование ответственности отдельных автовладельцев выведет их из законодательного поля. Поскольку автовладельцы всё равно будут ездить на автомобилях, не находящихся в международном движении без договора обязательного страхования и как следствие будут попадать в транспортные происшествия. В этом случае, все потерпевшие останутся без страховых выплат, что поставит под угрозу имущественные интересы потерпевших. Особенно серьёзно это скажется на случаях, когда в ДТП гибнут люди, причиняется вред здоровью. Таким образом мы получаем категорию граждан, которым терять нечего, - говорится в письме. — Необходимо отметить, что обязательное страхование на протяжении 25 лет обеспечивает в Казахстане важную компенсаторную функцию, как механизм обеспечения имущественной ответственности виновника в ДТП перед потерпевшим и является действенным механизмом снятия социальной напряженности. Указанной нормой этот действенный механизм ставится под серьезную угрозу.
Технические проблемы при заключении договоров страхования идентификация клиента и подтверждение сведений производится двумя способами:
  • первый способ реализуется путём запроса в государственные базы данных сведения о страхователе, о транспортном средстве и месте его регистрации.
  • второй способ реализуется в случае недоступности баз, что бывает очень частью или в случае отсутствия информации в базах данных. В такой ситуации договор заключается на основании информации, предоставленной клиентом.
Принятые поправки существенно меняют отработанный годами механизм заключения договоров страхования, если будут действовать принятые Мажилисом поправки, страховые организации будут находиться под постоянной угрозой санкций со стороны уполномоченного органа. Поскольку если будет заключен хоть один договор страхования по указанным предложениям, будут применены санкции вплоть до отзыва лицензий у страховых организаций, говорят авторы письма. Автоэксперты считают, что нужно понимать две вещи в новых поправках, которые коснутся граждан, управляющих авто, находясь на регистрации других государств (Армения, Грузия и т.д.) и второе - это транзитные машины, которые заезжают на территорию РК, к примеру, участвующие в международных перевозках.
— Если по проекту будет так, что пока машина не пройдёт границу и информация об этом не окажется в базе данных, при этом договор страхования заключён быть не может, то возникнут трудности при пересечении границы в выходные и праздничные дни. Неизвестно, будут ли интегрированы Единые базы данных по страхованию (ЕСБД) с государственными базами данных Пограничной службы. Неизвестно, какой процент машин будет легализован в РК. Что делать тем людям, которые не легализуют авто, никто не знает. Возможно, они выйдут за рамки законодательного поля и на свой страх и риск будут ездить на своих машинах без страховок. Есть риск того, что они будут попадать в ДТП. Но аварии тоже могут быть разной степенью тяжести. Потерпевшие останутся без компенсационных страховых выплат, - задается вопросами автоэксперт.
Пока же остаётся ждать 12 января, чтобы понять, как на деле будут работать внесенные изменения и что делать владельцам тысяч автомобилей, ввезенных в Казахстан за последние годы. Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.
Стали очевидцем происшествия?  WhatsApp