Какие нарушения выявил Антикор при строительстве дорог в ЗКО
Сотрудники Антикора провели внешний анализ коррупционных рисков в сфере строительства.

Сфера дорожной инфраструктуры является одной из наиболее острых для жителей региона. По словам руководителя департамента агентства по противодействию коррупции ЗКО Адильхана Сабурова, многие дороги в области находятся в неудовлетворительном состоянии, что создает не только постоянные неудобства для граждан, но и представляет собой реальную угрозу безопасности.
Так, по его словам, департамент на регулярной основе ведет мониторинг строительства дорог, направляются информационные письма о возможных рисках хищений и неэффективном использовании бюджетных средств. В этом году удалось предотвратить хищение бюджетных средств на сумму около 550 миллионов тенге.
Кроме того, было завершено строительство 17 дорог, сроки выполнения которых отставали от первоначального графика. В результате анализа установлено 18 коррупционных рисков, дано 44 рекомендаций для их устранения. Основной риск заключается в отсутствии паспортизации автомобильных дорог в области.
– В результате чего, планирование строительства и ремонта дорог осуществляется бессистемно, что ведет к неэффективному использованию ресурсов, затрудняет контроль за выполнением работ и снижает качество дорожной инфраструктуры. К примеру, в Уральске за последние годы неоднократно ремонтировались проспекты Абая, Назарбаева и Сарайшык, в то время как за последние 20 лет не было произведено ни одного ремонта на улицах Токсанова, Жарокова и Преображенской. С 2019 года по заказу местных исполнительных органов было подготовлено 195 проектно-сметных документаций по автомобильным дорогам. Однако 68 из них не были реализованы, и на данный момент сроки их применения уже истекли, - рассказал Адильхан Сабуров.
Таким образом, 271 миллион тенге из бюджета были потрачены необоснованно, что свидетельствует о неэффективности планирования и расходования бюджетных средств в сфере дорожной инфраструктуры.
Следующим коррупционным риском является создание новой проектно-сметной документации на капитальный ремонт при наличии уже подготовленной документации на средний ремонт.
К примеру, в 2021 году в Бокейординском районе была подготовлена проектно-сметная документация на средний ремонт подъездной дороги к селу Муратсай на сумму 1,8 миллиона тенге. Однако позже была составлена новая проектно-сметная документация на капитальный ремонт этой же дороги.
Существуют коррупционные риски, связанные с превышением первоначальной стоимости проектов. В настоящее время областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог реализуется 13 проектов на сумму 94,6 миллиарда тенге.
Несвоевременный контроль государственного органа-заказчика за проведением дорожных работ, а также задержки в завершении работ со стороны подрядчика привели к значительному удорожанию проектов.
К примеру, ремонт дороги «Бурлин-Аксай-Жымпиты 68-139 км», который должен быть завершен в 2022 году, сейчас стоит на 11 миллиардов тенге больше, чем изначально планировалось — с 17,7 миллиарда тенге до 28,7 миллиарда тенге.
Причиной этого стали значительные задержки со стороны подрядчика, несоблюдение графика строительно-монтажных работ и отсутствие реакции со стороны областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Несмотря на многочисленные нарушения, управление не приняло должных мер в отношении подрядчика, а ремонт дороги продолжался год за годом.
Вместе с тем департаментом выявлен факт нерационального использования бюджетных средств в рамках реализации проекта «Средний ремонт подъездной дороги 14-29 км села Кособа Сырымского района».
– Так, в 2022 году между ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сырымского района» и подрядной организацией был заключен договор на сумму 1 миллиард 058 миллионов тенге. Строительные работы начались в декабре 2022 года. С декабря 2022 года по декабрь 2023 года заказчик перечислил подрядчику 948,4 миллиона тенге. Между тем, мониторингом установлены значительные расхождения между актами выполненных работ и фактически выполненными работами на сумму 513 миллиона тенге, - отметил Адильхан Сабуров.
На данный момент нарушения устранили, должностное лицо привлекли к дисциплинарной ответственности. Объект находится на стадии завершения.