В прошлом году в Уральске были усыновлены 39 детей, а пятеро были переданы на патронатное воспитание. В городе проживают две семьи, которые взяли по четверо детей на патронатном воспитании. Одной из таких многодетных мам является Луара Батыргалиева, она воспитывает пятерых детей.
Живем душа в душу
На прошлой неделе мир всколыхнула информация - в США отец расстрелял двоих приемных детей, которые были взяты на воспитание в Казахстане. Общественники поделились на два фронта. Одни заявляют, что казахстанских детей нельзя отдавать иностранцам, а другие уверяют, что трагедия могла произойти где угодно, и что иностранные граждане забирают детей лишь после того, как желающих взять на усыновление сирот из приюта не находится в нашей стране.
Впрочем, как выяснялось, это раньше в Казахстане детей из детского дома брали в семьи неохотно. В последние годы ситуация в корне изменилась - число желающих усыновить малыша растет с каждым днем, как и число семей, берущих сразу по несколько детей на патронатное воспитание.
Мы отправились к одной из таких многодетных мам Луаре Батыргалиевой. Она пригласила нас в дом своей сестры, так как многодетная семья живет в Круглоозерном, а к обеду детям нужно в школу в городе. Уже с порога понимаешь, что между мамой и детьми царит взаимопонимание.
- Проходите, садитесь, - приглашает нас многодетная мама, - вот, смотрите, это мои дети. Правда старшей нет, она вышла замуж и у нее ребенок. Так что я уже бабушка!
По словам Луары, дом ее сестры Розы - это отчасти их отчий дом. У Луары на усыновлении 7-летняя Лунара, она учится во втором классе СОШ №6. На патронатном воспитании 4 детей - 14-летняя Айгерим, которая является родной сестрой Даны. Дана уже совершеннолетняя и вышла из патроната. Затем, по словам мамы, в этом году на День благодарности, 1 марта, она взяла на воспитание еще троих детей: Асель, которая является студенткой второго курса колледжа, 14-летний Ринат и 12-летняя Камилла. Все они дети из одной семьи.
- Они и до этого все каникулы и праздники проводили у нас, поэтому я уже хорошо знала этих детей, их характер, - пояснила Луара. – Три года мы с ними общались. При помощи моих племянников эти дети быстро, как говорится, вошли в нашу семью, они просто одного возраста. Знаете, дети как бы разделились по возрасту и очень хорошо дружат между собой. Я на работе целыми днями. Дети сами делят обязанности по дому и делают все сами – пыль протирают, пол моют и даже ужин готовят.
Младшая Лунара единственная из всех детей называет Луару мамой.
- Я ее когда взяла в гости первый раз, она спать легла со старшей дочкой Даной, а на второй день говорит мне: «А можно я вас мамой называть буду?». Вот с того времени она меня мамой называет, остальные называют по-разному. У меня, знаете, даже прозвище есть Дәума – большая мама, - смеясь говорит Луара.
Несу ответственность перед богом
Луара говорит, что дети очень самостоятельны. Однако, как и в любой семье, между ними возникают конфликты, но до рукоприкладства не доходит. Конечно, как и положено все друг к другу привыкали.
- Мы писали на листке правила и вешали на стенке. Например, писали «Крошки не ронять», в ванной комнате вешали «Убирать за собой зубные щетки, смывать зубную пасту в раковине», - смеясь говорит Луара.
Ребята очень быстро привыкли друг к другу и живут очень дружно.
На вопрос как она решилась взять этих детей, Луара говорит, что это благодаря поддержке сестры Розы.
- Я бы не решилась никогда сама взять этих детей. Не из-за того, что государство дает минимальное пособие на детей, дело не в этом. Я просто боялась, вдруг я не справлюсь со своими обязанностями, с воспитанием, чтоб они хорошими людьми стали. Мы читали, что люди прошли и через блокадный Ленинград, то есть через все можно пройти, главное - дать душу человеку. Я этих детей взяла и несу за них ответственность перед богом. Я всегда учу детей, что врать нельзя, потому что бог все видит и слышит. Я не даю им религиозного образования, но у нас, как и в каждой семье, есть свои устои. Эти дети для меня – радость, - говорит Луара Батыргалиева.
По словам героини, даже ее мама не знала, что она берет детей.
- Моя мама узнала об этом из газет, - рассказывает Луара Батыргалиева. – Я взрослый человек и имею право принимать самостоятельные решения. Мои родственники, конечно, были удивлены, но не говорили мне, что не нужно этого делать.
Главное – благополучие детей
Луара Батыргалиева работает в городском отделе образования руководителем отдела воспитательно-профилактической работы. На вопрос, не трудно ли в такое время содержать детей, Луара отвечает, что ей в этом помогает сестра. Для этого она открыла торговую точку. Да и государство выделяет положенное пособие на детей.
- Я считаю, что должна дать детям полноценное питание, нормальную одежду и много любви, - говорит женщина. – К тому же я получаю пособие на каждого ребенка в размере 21120 тенге. Каждые полгода, правда, сдаю отчет, что куплено на эти деньги. Кроме того, Айгерим и Ринат ездили в Италию, также дети ездили в Астану. Также они получают бесплатное питание в школе, бесплатно предоставляются недостающие книги, канцтовары и школьная форма.
Но, как утверждает женщина, для нее главное не высокое материальное благополучие, а чтобы ее дети были здоровы и выросли хорошими людьми
- Для меня сейчас, когда вокруг кризис, главное - чтобы дети не болели. Вот у меня сейчас цель - построить большой дом. Но дом я хочу для того, чтобы когда мои дети вырастут, заведут свои семьи, они все жили со мной одной большой дружной семьей.
Напомним, в прошедшем году были усыновлены 39 детей и пятеро взяты на патронатное воспитание.
10 МРП ежемесячно выделяет государство на усыновленного или взятого под опеку (патронат) ребенка.
Фото Медета МЕДРЕСОВА