Суды приняли рекордное число исков о защите прав потребителей
По итогам I квартала в суды первой инстанции поступило 768 аналогичных обращений, что на 20% больше в сравнении с тем же периодом прошлого года.

По данным КПСиСУ ГП РК, настолько высокий уровень наблюдается впервые как минимум за 10 лет.
Статистика подтверждает, что со временем люди стали чаще обращаться в суды, чтобы отстоять свои потребительские права. Так, с 2016 по 2025 год в январе-марте количество поданных исков снижалось всего лишь трижды (г/г). Последний такой случай произошел в 2024-м. Тогда показатель потерял немного, 4%.
В то же время часто жалобы потребителей имеют отношение к сферам торговли и услуг (41% поступивших в суды обращений в I квартале). И совсем редко — к сфере медицины (2%).
Несмотря на такой прорыв, значительная часть исков по-прежнему не доходит до реального рассмотрения. Например, в отдельно взятом 2024 году суды вернули заявителям треть поданных обращений.
В основном такие иски возвращают по причине несоблюдения четырехступенчатого алгоритма. Согласно закону, прежде чем обратиться в суд, потребитель должен последовательно пройти три этапа урегулирования конфликта (предприниматель-медиатор-государственный орган) и не добиться успеха ни на одном из них.
К слову, власти планируют упростить эту процедуру и сделать ее двухступенчатой – соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Мажилисе.
Фото: pixabay.com