Завозим все, от трусов до пальто: производство одежды в Казахстане существует лишь номинально
Больше всего одежды произвели в Шымкенте.

Как сообщили на сайте Energyprom.kz, по итогам января–октября 2024 года производители одежды в РК выпустили продукции на 64 миллиарда тенге — на 11% больше в стоимостном выражении, чем в аналогичном периоде 2023 года.
Сообщается, что в региональном разрезе больше всего одежды произвели в Шымкенте. В пятёрке регионов-лидеров по выпуску продукции в секторе также оказались Алматы, Алматинская область, Астана и Карагандинская область.
В натуральном выражении производство верхней трикотажной одежды составило 155 тысяч изделий — на 11% больше, чем в январе–октябре прошлого года. Выпуск мужской и женской одежды составил 250 тысяч и 121 тысяча изделий соответственно. Производство свитеров, джемперов, пуловеров и прочей подобной продукции выросло на 5,5%, до 164 тысяч изделий.
Объём производства трикотажной одежды и аксессуаров для грудных детей составил 31 миллиона тенге, против 83 миллиона тенге годом ранее.
В свою очередь, выпуск шляп и других головных уборов составил 2 миллиарда тенге, а иных предметов одежды и аксессуаров из натурального меха — 323 миллиона тенге. Производство трикотажных носков выросло на 33%.
При этом, несмотря на рост некоторых показателей, отечественные производители совершенно не способны одеть казахстанцев. Так, по итогам января–августа этого года компании страны смогли обеспечить спрос на верхнюю одежду всего на 0,6%, против 0,4% годом ранее. При объёме собственного производства в 402 тысячи изделий импортировали 69 миллионов изделий. Реализация верхней одежды на рынке РК в итоге составила 66 миллионов изделий — на 29% меньше, чем годом ранее. Ещё 3,7 миллиона изделий отправили на экспорт — точнее, на реэкспорт, так как произведена вся эта продукция была явно не в Казахстане.
Спрос на трикотажную одежду машинного или ручного вязания местные компании смогли обеспечить всего на 0,4%, на свитеры, джемперы и пуловеры — на 0,8%, на спортивные, лыжные и купальные костюмы — на 6,7%, на одежду и аксессуары для грудных детей — на 1%, на нижнее бельё — на 0,9%, на колготки, носки и прочие чулочные изделия — на 4,6%.
Фактически казахстанцы покупают у заграничных производителей вообще всё — от трусов и носков до свитеров и пальто.
Проблема в том, что цифры обычно мало что отражают, если в них не вдумываться. Так что мы решили для большей наглядности просто сопоставить данные производства и реальность. Например, как мы отметили выше, за десять месяцев было выпущено 11,5 миллионов пар носков. При этом население Казахстана превышает 20 миллионов человек. То есть до конца года всё чулочно-носочное производство страны не способно произвести хотя бы по одной паре носков на человека. Не будь импортёров, свою пару носков казахстанцам пришлось бы ждать ещё год.
Ценами, соответственно, тоже «рулят» импортёры. Так, по итогам октября этого года верхняя одежда выросла в цене почти на 10% в годовой динамике. В том числе женская одежда подорожала на 10%, мужская — на 9,6%, детская — на 8,9%.
В региональном разрезе наибольший годовой рост цен на верхнюю одежду ощутили жители Туркестанской области: сразу на 18,9% за год. В число антилидеров вошли Восточно-Казахстанская, Улытауская и Абайская области, а также Астана.
Наименьшее годовое удорожание было отмечено в Алматы, Павлодарской и Жамбылской областях.