17 февраля 2023

Я тоже не хочу оказаться под санкциями: Совладелец аэропорта Уральска

Неделю назад казахстанцев потрясла новость о продаже уральского аэропорта российской компании. Тогда в СПК Aqjaiyq заявили, что «смена руководства ничего не меняет» и рекомендовали обратиться к дирекции воздушной гавани. Ситуацию не прояснили и на брифинге, где выступили председатель правления СПК Нуржан Утепбаев и руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айдар Менеев. Однако корреспонденту «МГ» удалось поговорить с Даулетханом Килыбаевым — бизнесменом, который владеет 49% акций ТОО «Международный аэропорт «Орал», и узнать «почему именно российский инвестор выкупил аэропорт», как планируют вернуть 6,6 млрд тенге, потраченные на реконструкцию терминала и не грозят ли нам вторичные санкции.  Новый терминал аэропорта за 6,6 млрд тенге открыли в Уральске На прошлой неделе стало известно о том, что у воздушной гавани появился новый профильный инвестор.  Компанию — оператора международного аэропорта Уральска имени Маншук Маметовой купил консорциум, состоящий из двух казахстанских компаний и одной российской. Последняя — управляющая компания «Аэропорты Регионов», специализирующаяся на профессиональном управлении воздушными гаванями с сохранением контроля за казахстанскими инвесторами. Редакции «МГ» стало известно об этом немного раньше, но так как у нас не было достоверных фактов, мы направили запросы в министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и в акимат ЗКО. К сожалению, ответов мы не дождались до сих пор! Руководство аэропорта также не шло на контакт. Позже автор telegram-канала Дмитрий Шишкин сообщил, что ТОО «Уральский международный аэропорт имени Маншук Маметовой», судя по бизнес-реестрам, сменило собственников. Позже информацию подтвердили в социально-предпринимательской корпорации. Так, выяснилось, что АО «СПК «Aqjaiyq» передала объект ТОО «Международный аэропорт «Орал» в доверительное управление сроком на три года. Новый управляющий в свою очередь активно искал партнёров, специализирующихся в управлении аэропортами. В результате были привлечены инвесторы в лице управляющей компании ТОО «Орал Аэропорт Холдинг» (51% акций владеет казахстанская сторона, и соответственно 49% — российская компания). Объекты стратегического значения находятся в собственности государства, в том числе взлётно-посадочная полоса и пассажирский терминал. Впрочем, даже такое объяснение вызвало бурю негативных эмоций у жителей региона. Люди возмутились, что такой важный стратегический объект как аэропорт нельзя передавать иностранным инвесторам, в частности российским. Ведь для всего мира Россия является страной-агрессором, и, как говорится, под горячую руку могли бы попасть и мы. Позже в Уральск прибыл обладатель 49% акций, бизнесмен Даулетхан Килыбаев, с которым нам удалось поговорить. Я тоже не хочу оказаться под санкциями: интервью с совладельцем аэропорта Уральска

Кому всё-таки принадлежит аэропорт Уральска?

Даулетхан Килыбаев говорит, что договор о передачи аэропорта был подписан лишь на прошлой неделе. Однако информация об этом молниеносно распространилась по стране. Больше всего предпринимателя огорчает то, что большая часть этой информацией является недостоверной.
– На тот момент мы не могли ничего комментировать, так как по факту мы не являлись собственниками. Сейчас у меня есть официальное право что-то комментировать от имени аэропорта. Сейчас среди населения много дезинформации. На самом деле этот проект очень выгоден, как для жителей ЗКО, так и для всех казахстанцев. Все думают, что мы купили аэропорт, но на самом деле мы у государства ничего не покупали. У нас есть свои планы. Есть компания ТОО «Международный аэропорт «Орал», у этой компании были предыдущие учредители в лице ТОО «Беркут», они владели 100% долей. Мы купили у ТОО «Беркут» 100% долю  ТОО «Международный аэропорт «Орал». Свою компанию назвали ТОО «Орал аэропорт холдинг». В этом ТОО нас три учредителя: я, Даулетхан Килыбаев, как физическое лицо (владеет 49%), казахстанский предприниматель (2%) и российская компания (49%). Изначально я сам хотел выкупить и полностью сам управлять. Но, к сожалению, аэропортовый бизнес очень специфический и мне нужны были партнеры, которые имеют опыт в этом деле, – рассказал Даулетхан Килыбаев.
По словам бизнесмена, Уральский аэропорт относится к малым аэропортам, в лучшем случае — к средним и очень важна эффективность управления малыми аэропортами. Ведь доход от таких объектов минимален и крупные компании не всегда соглашаются брать их под управление. Килыбаеву пришлось искать партнеров не только в Казахстане, но и за его пределами.
– Я искал в Европе, Азии, Турции, к сожалению, никого это (предложение  – прим. автора) не заинтересовало. Единственный, кого я нашел – это самый большой аэропортовый холдинг, который управляет 15 малыми и средними аэропортами России. Они знают, как увеличить его, нарастить и сделать более рентабельным и прибыльным. Я предложил им совместное сотрудничество и поставил условие: с меня контроль, с них – миноритарная доля (акционер компании, размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией – прим. автора). Однако возник вопрос о долях, ведь при совместном бизнесе часто бывают спорные моменты и за кем тогда будет окончательное решение? Тогда мы договорились привлечь третьего инвестора, условно назовём его арбитром, который сможет быть объективной стороной. Им выступил казахстанский бизнесмен. Таким образом, у меня 49%, у холдинга «Аэропорты регионов» – тоже 49% и 2% принадлежат физическому лицу, это гражданин Казахстана, мой хороший знакомый и предприниматель, – рассказал Даулетхан Килыбаев.

АО УК «Аэропорты Регионов» — российский аэропортовый холдинг, осуществляющий управление региональными аэропортами на территории России. В настоящее время в холдинг входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Ростов-на-Дону, Саратова и т.д.

Что такое ТОО «Международный аэропорт «Орал» и что купили инвесторы?

По всему миру стратегическим объектом является сам аэродром. Самый важный объект это взлётно-посадочная полоса и она всегда принадлежит государству. Содержит его тоже государство. К стратегическим объектам также относятся средства аэронавигации, сигнально-семафорная система, освещение для самолётов. В нашем случае ТОО «Орал Аэропорт Холдинг» купило компанию, которая управляет пассажиропотоком. В мировой практике компания, управляющая пассажиропотоком, ещё и владеет терминалом, то есть зданием. Но в нашем случае здание принадлежит государству. Нам принадлежит участок земли в передней части, где проходят пассажиры, старое деревянное здание терминала, земельный участок с левой стороны, где расположены боксы для спецтехники, автобусов, микроавтобусов, пожарных, снегоуборочных и других машин, парковочная зона и старое здание общежития. Технику, кстати, мы сами покупаем и сами же обслуживаем. Мы не владеем терминалом и инфраструктурой, говорит Даулетхан Килыбаев.
Стоит отметить, что восемь аэропортов Казахстана находятся под управлением бизнесменов это аэропорты Алматы, Караганды, Петропавловска, Тараза, Шымкента, Актау, Атырау, Боралдая. Сам аэропорт «Орал» был приватизирован ещё в 1994 году, ТОО «Орал аэропорт холдинг» является его четвёртым (!) владельцем.

Что планируют делать инвесторы?

По словам Даулетхана Килыбаева, в обязанности инвесторов входит лишь обслуживание пассажиров, именно на них компания зарабатывает. Предприниматели предоставляют свои услуги, в числе которых предоставление места для авиакомпаний, досмотр багажа, расположение людей внутри терминала, парковка, упаковка багажа, гостиница. В каждом билете, который покупает пассажир, предусмотрен процент именно обслуживающей компании. В обязанности управляющей компании также входит чистка подъездных путей, перронов и рулёжных дорожек самолётов и всей территории аэропорта, обеспечивание средствами пожаротушения.
– Во-первых, мы хотим улучшить сервис для наших пассажиров. Мы хотим предложить много дополнительных услуг. На этой неделе привезём автобус для пассажиров и микроавтобусы для VIP и CIP-пассажиров, амбулифты для людей с ограниченными возможностями, обновим спецтехнику, привезём две машины, которые будут совершать объезд всей территории аэропорта. Суммы и конкретные цифры мы предоставим позже. Во-вторых, хотим расширить маршрутную сетку, чтобы пассажиры из ЗКО могли летать из Уральска не только в Алматы и Астану, но и в других направлениях за более низкую цену. Мы хотим начать сотрудничество с лоукостерами, чтобы снизить цены на билеты. В-третьих, мы планируем построить и расширить Cargo-направления. У нас есть предварительные наработки с тремя грузоперевозчиками, для которых мы рассматриваем строительство грузового терминала, – отметил Даулетхан Килыбаев.
По его словам, местные власти уже несколько лет работают над созданием транспортно-логистического хаба на территории Уральска. Ведь город расположен на пересечении больших магистралей, а этот потенциал в данный момент практически не используется. Хаб даст возможность большегрузам загружаться, перегружаться, останавливаться, а логистические и туристические компании смогут открыть свои филиалы.
– Существенная составляющая проекта – это авиаперевозка. Тогда хаб будет полноценным. Пассажиропоток Уральска составляет всего до 300 тысяч человек в год, хотя аэропорт имеет потенциал обслуживать до 1,2 миллиона пассажиров, – подчеркнул Даулетхан Килыбаев.

Будут ли инвесторы возвращать 6,6 млрд тенге, потраченных на реконструкцию терминала?

Бизнесмен признает, что 6,6 миллиардов тенге — это баснословная сумма. По его словам, в будущем они рассматривают вариант с покупкой того самого терминала.
— Мы будем поднимать этот вопрос, когда уже начнём полноценно работать. По условиям действующего договора, есть соответствующие ежегодные платежи, которые мы должны выплачивать. Тот график был рассчитан, исходя из возможностей аэропорта. Но если у аэропорта и так маленькая выручка, то как он сможет платить за терминал? Ведь здание нужно отапливать, освещать, убирать, чистить, содержать, обслуживать спецтехнику. Для акимата это затратно, но он нёс эти затраты до момента передачи в доверительное управление. Мы будем возвращать средства, затраченные на реконструкцию, но это не означает, что мы сделаем это сегодня или завтра. Эта сумма неподъёмна для нас, выплатить 6,6 млрд в течение трёх лет невозможно даже для аэропорта Алматы. Есть уговор, что мы в течение трёх лет управляем аэропортом платим за него, обслуживаем его, но эта сумма не позволит выплатить 6,6 млрд тенге за три года. Через три года мы сядем вместе с властями и будем разговаривать выкупать его (терминал, на реконструкцию которого и были затрачены 6,6 млрд тенге — прим. автора) или оставлять всё как есть и работать в рамках своих возможностей, — говорит Даулетхан Килыбаев.
Однако бизнесмен подчеркнул, что его цель всё же выкупить терминал аэропорта.

А не попадём ли мы под санкции?

Отвечая на этот вопрос Даулетхан Килыбаев подчеркнул, что он внимательно изучил этот вопрос.
– Я, как бизнесмен, тоже не хочу оказаться под санкциями и это был самый первый вопрос, который я обсуждал. УК «Аэропорты Регионов» (один из нынешних владельцев уральского аэропорта, владеющих 49% акций – прим. автора) принадлежит компании «Ретранс». Они обслуживают 14 аэропортов по всей России, четыре из которых их собственные аэропорты. С десяток других аэропортов принадлежат другим владельцам. Но среди тех, которыми они управляют, есть те, которые принадлежат группе компаний «Ренова», владельцем является Виктор Вексельберг. Он под санкциями, но нашим инвестором является УК «Аэропорты Регионов», а не «Ренова». Есть специальное американское агентство Ofaс, которое следит за исполнением санкций по всему миру. У них есть исчерпывающий перечень людей, компаний и товаров, которые подпадают под санкции. В этом списке нет ни УК «Аэропорты Регионов», ни «Ретранса», ни их учредителей, ни нас, – заверил Даулетхан Килыбаев.
В завершении интервью предприниматель отметил, что они, как инвесторы, планируют вложить в развитие аэропорта Уральска сотни миллионов тенге. Называть конкретные цифры он отказался. К слову, любые действия, связанные с аэропортом, требуют согласования с правительством и по словам Даулетхана Килыбаева, они своё согласование получали почти полгода. Владельцы ТОО «Орал аэропорт холдинг»:
  • Даулетхан Килыбаев — бизнесмен, 49% совладелец ТОО «Орал аэропорт холдинг», руководитель крупного инвестиционного фонда прямых инвестиций в СНГ.
  • Сергей Артюгин » директор компании, которая является одним из лидеров в Казахстане по продаже, установке, управлению и строительству солнечных панелей и солнечных электрических станций. Владеет 2% ТОО «Орал аэропорт холдинг».
Напомним, деньги на строительство выделила компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В». Первоначально здание терминала планировали подвергнуть реконструкции, пристроив дополнительные помещения. На эти цели было предусмотрено 1,5 млрд тенге. В ходе строительства выяснилось, что здание 1979 года постройки не выдержит дополнительной нагрузки. Работы были приостановлены, а проект отправили на доработку. Здание было решено полностью демонтировать. Стоимость проекта выросла с 2,6 миллиардов тенге до 6,6 миллиардов. Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании.
Стали очевидцем происшествия?  WhatsApp